Стокгольм в декабре 2013

Привет всем!

Расскажу небольшую предысторию о том, как решили ехать в Стокгольм в декабре. После летнего отпуска, при одной из встреч с друзьями Надей и Артёмом, мы решили съездить куда либо вместе зимой. Дамы выразили желание увидеть нарядные европейские города во время рождества (по григорианскому календарю). Сначала подумали о Праге, и от туда съездить в Берлин. Но как-то отмели этот вариант, и я предложил Стокгольм. Он для меня всегда был в списке городов которые хочу посетить. На том и порешали, едем туда.

Билеты взяли заранее, прямой перелет Аэрофлотом туда-обратно обошелся нам примерно в 8 500 руб на человека. Вылет в Стокгольм 20 декабря вечером, обратно 27 вечером. Немного подумав, забронировали на последний день машину с получением в городе, а сдачей в аэропорту, решили в последний день сгонять в Уппсалу. Машину брали в Герце, по акции, обошлась около 3 500 руб. со скидкой.

Перед вылетом кто-то из друзей рассказал, о том, что посмотрел выпуск “Орёл и Решка” про Сток, вывод следующий, все дорого, на праздники всё закрывается и там холодно! Ну ничего, думаем, что это частично стереотипы и все будет нормально. Перед вылетом посмотрели веб камеры города, пасмурно, снега нет, мокро…

Вылет из Шереметьево, немного задержали. В аэропорту Арланда (Стокгольм) были около 22.00 по местному времени. Наш прилет совпал с каким то рейсом из Таиланда, и пока проходили контроль, с нами было полно загоревших шведов. Ну, что сказать? Тогда убедился в том, что у них действительно много голубоглазых блондинов, я думал это стереотип. Так получилось, что девчонки прошли паспортный контроль быстрее нас, и мадам, которая проверяла мой паспорт начала задавать мне вопросы. Со знанием языка у меня не айс, что спрашивают, понимаю, но нормально ответить для меня проблематично.

Она: Какая цель поездки?

я: Туризм

Она: Где останавливаетесь?

я: Эээ (Распечатки наших броней как на зло были у Мани, которая уже прошла контроль…) Тут ко мне подходит Тёма, говорит его отправили сюда )) Я начинаю вспоминать название отеля, отвечаю, что останавливаемся на острове Сёдермальм… При этом прошу Тёму подойти к выходу и попросить у Мани распечатки с бронированием.

Когда Темыч пошел за распечатками, она, приподнявшись на стуле, очень недобро на это посмотрела, но благо он быстро вернулся. Протягиваем ей распечатки, последовали следующие вопросы…

Она: Когда возвращаетесь обратно?

Я: 27 декабря

Она: Покажите обратные билеты

Я: У нас электронные билеты

Она: Я поняла, покажите их..

Я: Они не распечатаны и есть только в электронном виде на почте

Она: что-то «мычит», потом говорит у вас должны быть билеты… Начинает нам говорить, о том что бы в будущем у нас всегда были при себе распечатанные билеты, потому что нас могут не пропустить на контроле

Мы покорно машем гривой и проходим на выход. Как оказалось, как только Тёме начали задавать вопросы, она показал на меня и сказал что он со мной и ничего не понимает)) На тему возможности остаться на границе и быть не пропущенным в страну, не знаю, так ли это, но теперь на всякий случай буду делать распечатку заранее.

При выходе из аэропорта стоят много такси. Первое к которому мы подошли, стоило 560 крон из аэропорта в город. Торгов нет, т.к. это фиксированная цена. Рядом остановилась машина другой компании, там цена уже 460 крон, на ней и уехали. На такси решили ехать, т.к. аэро-экспресс на четверых выходил не на много дешевле чем взять такси, а на автобусе не захотели ехать, потому что было лень в такое время потом разбираться как добираться до отеля. Дорога заняла около 30 минут.

До выезда в Сток, я написал администрации отеля, о том, что мы приедем после 23.00, они ответили, что все ок. Когда вошли в отель, на ресепшене не было никого, но рядом на столике мы нашли конверты с моей фамилией, в них лежали: маленькая инструкция, как добраться до комнат,  и соответственно ключи от них. Я не особо люблю акцентироваться на отеле, т.к. в основном это обычные отели, которые выбираются из соотношении цена/качество. Но про этот отель немного расскажу, т.к. он  нам приглянулся. Мы выбрали Hotel Hellstens Malmgård. Он находится в 4 минутах ходьбы от метро Zinkensdamm. Рядом с метро есть большой магазин Konsum и множество кафе. Сам отель бывшая усадьба 18 века, переделанная под отель. Выбрали небольшие номера. Нам дали номера на первом этаже, у них был выход на улицу, где стояли стулья и столик, если бы не зима.. можно было бы устраивать посиделки на улице)) Единственное, если на завтрак не ходишь и любишь поспать, у этих номеров есть минус, они находятся напротив столовой, и с утра там постоянно ходит народ, и сотрудники гремят посудой.

21 декабря (суббота)

На улице дождь, и уныло. Пошли к администрации, один из администраторов оказался русскоговорящий монгол. Немного пообщавшись, приобрели городскую карту на 3 дня. По этой карте можно перемещаться на любом городском транспорте, и посещать все основные музеи города. Цена конечно оставляет желать лучшего 800 крон на человека, забегая вперёд скажу, что мы отбили её и получили больше, чем покупали бы проездные и билеты в музеях и парках, плюс без очереди в кассе проходишь.

Первым местом посещения мы выбрали музей Васа. Он находится рядом с музеем Северных стран на острове Юргорден.

Вид с моста при переходе на Юргорден.

Музей Васа снаружи

В музей вошли по нашим картам, проблем при входе не было. Людей не много. Основной экспонат музея это конечно же сам корабль Васа. Если вкратце о корабле, то строили его очень долго и дорого! Должен был стать флагманом шведского флота, да  вот только построили с ошибками в конструкции. При спуске на воду в 1628 году сразу затонул. Пролежал под водой, если не ошибаюсь 333 года, и в 60-х годах прошлого столетия его подняли.  Больше информации можно без проблем найти на просторах интернета.  Ну а сам музей расположился на нескольких этажах, на каждом из которых  можно довольно подробно рассмотреть корабль со всех сторон.

После музея мы пошли в парк Скансен. Он расположен недалеко от “Васа” на том же острове Юргорден. Скансен – это большой этнографический музей под открытым небом. В нём собраны различные дома и комплексы (Типография, пекарня, кузница и т.п.) со всей Швеции. Что-то похоже было в Барселоне – испанская деревня.  Когда проходили на территорию, кассир обратил наше внимание, что по нашим картам можно только один раз войти на территорию данного музея. Территория действительно большая, на ней разместилось много домиков, парков, небольшой зоопарк и там же проводилась рождественская ярмарка. Мне очень понравилось, но если бы был летний период, то было бы более зелено и интересно.

Нагулявшись по Скансен мы отправились в музей северных стран. Музей посвящен истории культуры народов севера. Как бы сказать.. либо мы духовно нищие люди, либо мы не понимаем чего-то… Музей состоит из нескольких этажей, на первом этаже расположена большая статуя короля Густава Васы. На всех этажах собраны разные вещи, начиная от ложек, чайных сервизов и заканчивая обставленными комнатами мебели аля ИКЕА… не прониклись в общем. Зато внешне здание очень красивое.

После посещения данного музея мы конечно были под впечатлением и его название стало нарицательным))  После него отправились в отель.

22 декабря (Воскресенье)

В этот день мы запланировали пройтись пешком от отеля до Гамла Стан (переводится как Старый город). Гамла Стан – это исторический центр Стокгольма, он находится на острове Стадсхолмен (Stadsholmen -если переводить дословно, то Srads – городской, а holmen – остров). Именно здесь находятся узкие мощенные улочки и здания так похожие на стандартные дома старой Европы.

Улица Hornsgatan.

Добрались до центральной площади Stortorget, на ней стоят дома которые почему-то пользуются большой популярностью у всех туристов)) Так же на ней расположилась рождественская ярмарка.

После вышли к Королевскому дворцу, попали на смену караула. Внутрь дворца можно пройти по картам, которые у нас были, что мы и сделали, внутри съемка запрещена. В средние века на месте этого дворца стоял Стокгольмский замок, так вот судя по макетам, которые представлены во дворце, замок внешне был интересней. Внутри конечно красиво, но в Мадридском дворце было, как нам показалось, богаче))

После дворца направились в сторону городской ратуши.

Церковь Риддархольм

Здание Риксдага, в нём заседает парламент Швеции.

В здании ратуши проходят заседания властей, разного рода переговоры, а также проходит банкет после вручения Нобелевских премий.  Зимой, к сожалению, подъем наверх ратуши закрыт. Открывается, если не ошибаюсь с мая. С набережной, где расположена ратуша, открывается красивый вид на остров Riddarholmen.

DSC_4415 DSC_4404

На обратно пути решили заехать в музей фотографии Fotografiska, добирались на метро. Метро в Стокгольме это не просто средство передвижения, но и своего рода музей. Много станций пещерного типа и оформлены в разных цветах. На самом деле, если есть время, то можно посветить несколько часов на поездку по нескольким станциям метро, где-то в интернете натыкался  на запись “путеводитель” по интересным станциям метро.

Вход на выставку.

Также для посещния был интересен  музей фотографии, который находится на станции Slussen. От метро пешком около километра вдоль набережной по улице Stadsgårdshamnen. На момент когда мы посещали выставку, были представлены работы Jill Greenberg, может, видели серию снимков плачущих детей в сети? Это она )) Так же были работы посвященные волне войн в арабских странах, протесты, столкновения с полицией, большое количество раненых…  После прогулялись пешком до отеля

23 декабря (понедельник)

В этот день особо планов не было, кроме как посетить музей Алкоголя (Spiritmuseum) . На метро доехали до станции Rådhuset, от туда вышли на набережную, и вдоль неё прогулялись пешком до острова Юргорден (Djurgården).

Спиритмузей расположен рядом с музеем Васа. В общем музей… тут я понял, что ничего не понимаю в современном искусстве! На первом этаже выставка картин написанных акварелью, называется она “RUDE GIRLS AT THE MUSEUM OF SPIRITS”. Это какой-то трэш, а точнее х*й, п*зда и джигурда. На картинах огромное количество женских половых органов, выделения, животные вместо головы, руки растущие из жопы и т.д. Если не верите, забейте название в интернете, убедитесь сами! Дальше идет затемненный зал, вроде как инсталляция ночного клуба, какой-то трансвистит пляшет на экране, 3 туалетные кабинки, в стенах которых установлены типа пробников запахов со вкусом сигаретных окурков, презервативов и еще чего-то.. Дальше идут разные залы: комната в которой закрыв за собой дверь слышишь похмельное утро женщины; комната с диванами и экранами, лежа на диване смотришь типа глазами пьянеющего человека; площадка с двумя трейлерами для кэмпинга… Короче говоря херь какая-то! Если бы мы туда пошли не по купленной ранее карточке, а просто купили билеты, меня бы это очень сильно опечалило))

единственное фото из этого места

Вечером прогулялись по улице Götgatan до ресторана Kvarnen – как я понимаю является самым старым заведением в Стокгольме. К тому времени, когда мы подошли к нему, он еще был закрыт, посмотрели расписание на следующий день (24 декабря), оказалось, что будет открыт с 23.00 по-моему. Перекусив в другом месте вернулись в отель.

24-25-26 декабря (вт-ср-чт)

Эти несколько дней мы посветили уже просто прогулкам по городу, магазинам и отдыху. Выложу несколько фото и остановлюсь на каких-то моментах.

В эти дни были как раз праздничные «каникулы». И какого было наше удивление, когда оказалось, что в эти дни действительно основная часть кафе, магазинов и других заведений закрыты либо работали в сокращенном режиме. Даже Мак)) Так что нужно немного побегать, чтобы не остаться голодным. Вечером 24 декабря мы все-таки попали в Kvarnen, на входе попросили паспорта, для проверки возраста, у нас с Маней их не оказалось, но и на вид мы не выглядим как школьники, после пары шуток про русскую мафию мы спокойно прошли внутрь. Вход сам по себе бесплатный, платите только за гардероб, какую-то небольшую сумму. В заведение есть ресторан, там где можно покушать традиционную шведскую еду, дальше бар, в котором очень сложно найти места для «посидеть», будьте готовы к тому, что если ваш стол еще не заставлен вашими пустыми бокалами, он будет заставлен чужими бокалами, мимо проходящих людей. Внизу «клуб», там тоже ограниченное количество сидячих мест. В целом, хорошее заведение, единственное либо там всегда так, либо просто из-за праздников, народу было очень много, за одним столиком по несколько разных компаний может собраться.

Так как мы любители фильма “Девушка с татуировкой дракона” и я прочел серию “Миллениум” Стига Ларсена, в один день прошлись по некоторым злачным местам.

На фото видно веселый велик, там было большое количество велосипедов с разными приколами. Тёма делал коллекцию фотографий посвященную им:)

“Дом Калле Блумквиста” (Bellmansgatan 1)

Вид на старый город

Чилли Вилли

А это вид со смотровой площадки Monteliusvagen

Тоже одно из мест, засветившихся в фильме (Bastugatan 16)

Это старая часть острова Сёдермальм, на этой улице расположены дома 18 века. На что еще обратили внимание, в Стокгольме  у многих в окнах стоят подсвечники, в основном электрические, в честь праздника. И еще, у них окна не закрыты шторами, даже на первых этажах. Ходишь по городу и заглядываешь кто чем занимается дома)) У нас такое редко встретишь…

Еще увидели в одном из окон первого этажа такую обширную коллекцию наперстков из разных стран, мне очень понравилась идея, не только коллекционирования, но и выставления на всеобщее обозрение своей коллекции, класс!

Долго выискивал русские номера, нашел 🙂

27 декабря (пятница)

По плану в этот день у нас был ранний подъем, завтрак и отправка за машиной. Но расскажу сначала предысторию связанную с получением авто.

Еще наверное 22 или 23 декабря мы решили пройти мимо станции выдачи авто. Благо она находилась недалеко от нас. Когда подошли к станции, видим вывеску, но ворота закрыты. В окно видим, что там ремонт и ничего похожего на офис нет. Вечером я написал письмо в наш Hertz, дабы уточнить все ли в порядке с нашей бронью? Вечером следующего дня получаю от них письмо, с информацией о том, что они свяжутся с шведским представительством их компании, но может немного затянуться из-за праздников, типа ждите. И так в течении нескольких дней мы иногда заглядывали на станцию выдачи, но картина не менялась, а ответа от Hertz не было… Спросили у нашего администратора в отеле, почему может быть закрыто? Он нам сказал, что возможно из-за праздников.

Пятница. Утро. Позавтракали, собираемся выходить, на улице идет дождь. Пошли вместе с Маней за машиной. Доходим до места, ничего не изменилось, закрыто, света нет. Звоню в наш Гертц.

Герц – компания Герц, здравствуйте, бла бла бла..чем могу помочь?

Я – Я такой-то такой-то, бронировал авто через сайт, сейчас пришел получать машину, но тут закрыто. А еще писал письмо несколько дней назад с вопросом о моей брони.

Герц- Сейчас проверю, несколько секунд, вы знаете, станция закралась 8 октября то ли на ремонт, то ли просто, не помню уже.

Я – А нормальная ситуация, что вы не предупреждаете клиента о таких вещах?

Во время разговора по второй линии кто-то звонит, я не ответил.

Герц – Ну по идее должны были уведомить, Вам приходило письмо? Нет? Ну, мы рекомендуем нашим клиентам бронировать авто за 3 месяца до получения, для избежания каких либо проблем…

Я – Бронировал авто как раз около 3 месяцев, может чуть раньше! Чего мне делать?

Герц – Мы вернем вам Ваши деньги за бронирование, если нужна все таки машина, то вам необходимо заново бронировать…

Я – Вы нормально себя чувствуете? Я сейчас в Стокгольме, тут 9 утра, льет дождь, а вы мне предлагаете вернуть денег и самому заниматься этим вопросом? Мне кажется это ваша проблема и стоит как то самим перенести мою бронь в ближайшую станцию выдачи авто!

Герц – Извините, но мы не можем перенести бронь в другое место…

Я – То есть вы сейчас оставляете своего клиента с проблемами, вызванными по вине вашей компании, разбираться самому?

Герц – Мы не можем помочь… опять песня про бронь за 3 месяца и бла бла бла…

Я – Вы мне не ответили на мой вопрос!Повторяю вопрос…

Герц – Опять левое увиливание от вопроса…

Я – Прошу что бы мне прислали на почту контакты на кого писать жалобу… кладу трубку.

Стоим пару минут, решаем, что делать дальше. Надумали идти на другую станцию, видели её во время прогулок по городу. Идём к ней, звонок, номер скрыт, мне на шведском что-то объясняют, я отвечаю, что не понимаю и кладу трубку. Через минуту еще звонок, даю Мане, т.к. языками владеет она)) Начинают говорить на шведском, Маня просит говорить на английском. Оказалось из местного Hertz. Утверждают, что мы бронировали машину на станции в 30 минутах езды от города, и они нас ждут. Маня им объясняет, где мы бронировали машину и что там все закрыто.. ей говорят, что перезвонят. Перезвонили, предлагают забрать машину на какой-то станции, Маня отвечает, что не знаем где она находится… В итоге они узнают где мы живем — находимся, повезло, что с собой была визитка отеля! Говорят, что через 30 минут будут у отеля с машиной… Мы, конечно, удивились, все ли правильно поняли? Ладно, идём обратно…

До отеля добрались раньше, чем они, ждем. Звонок из «нашего» Hertz, мол вот у вас такая ситуация и мы нашли свободную машину на станции недалеко от той, которая закрыта. Объясняю, что шведы привезут машину, но пусть на всякий случай пришлет на почту адрес станции. Через 10 минут подъехали две Volvo v70, из одной к нам направляется девушка. Куча извинений и бла-бла-бла… Подписали бумаги на месте, ехать никуда не пришлось, девушка оплатила нам парковку, отдала ключи и вместе с коллегой уехала на другой машине. Машину дали выше классом, чем мы заказывали, дизель и на автомате, пробег,  по-моему, 5 000.

В итоге потеряв около часа и немного нерв, выехали из Стокгольма в сторону Уппсалы. Ехали по своему навигатору garmin. Дороги ровные, пейзажи немного скучноваты, да еще серо на улице. Все в основном едут со скоростью установленной на знаках, пару человек может были которые выбивались из потока.

До Уппсалы добрались очень быстро, она всего в семидесяти километрах от Стокгольма. Оставив машину на платной парковке, пошли гулять по городу. Уппсала  – один из старых городов и старинная столица Швеции. В городе есть несколько достопримечательностей. Нас интересовал королевский дворец и Кафедральный собор.

Мане в плане архитектуры, Уппсала понравилась больше. Видимо из-за наличия старинных домов.

Кафедральный собор Уппсалы

Королевский дворец. Внешне как то не особо впечатлил. Внутрь не заходили.

Заходили внутрь собора, свободный вход. Внутри тоже все сдержанно как и везде.

В общем, на прогулку по городу у нас ушло около 2 часов, с учетом того, что машину мы оставили недалеко от вокзала. Но мы не заходили в дворец и особо не гуляли по его территории. Если бы было теплее, то мы бы провели больше времени в городе. На обед решили в городе не задерживаться, т.к. темнеет быстро, а нам еще нужно попасть в город Сигтуна. Перекусив хот-догами на улице, выдвинулись. Ехать нужно было в обратном направлении, но к нашему удовольствию, навигатор проложил путь не по трассе, которой мы ехали в Уппсалу, а по параллельно идущему  шоссе. Картинка была живописней, холмистые леса, дачи. Правда, лосей выбегающих на дорогу так и не встретили…((

Сигтуна – один из первых городов Швеции, а по некоторым источникам первый город, основан в 10 веке. Расположен на берегу озера Меларен. В старой части города очень красиво и уютно, старые домики, узкие улочки. В городе есть рунические камни. Когда мы приехали уже темнело, поэтому мы быстро прогулялись по центральной улице, на которой большое количество разных магазинчиков. Обратили внимание на стоимость домов в местных агентствах недвижимости, цены от 9 млн. руб и до бесконечности, не дешево.

Фотографий к сожалению немного. Темнело, с фотиком ходить было лень, снимал на телефон все. К сожалению нет фотографий интересных старых домиков, которые там есть.

Дальше отправились искать, где пообедать. Отталкиваясь от цены решили зайти в место под названием «Sibulla» там продают кебабы и т.п., так вот, если будете там обедать, не заказывайте шницель, назвать тошнотным, это ничего про него не сказать… В общем, после невкусного обеда, мы поехали в аэропорт сдавать машину. При подъезде к аэропорту будут указатели на рентовые конторы, ехали по ним. Подъехали к Гертцу, у нас быстро приняли машину, и мы уже с чемоданом пошли на рядом стоящую остановку. Оттуда ходят автобусы до аэропорта по разным терминалам. В аэропорту на первом этаже нашли контору Tax-free, где нам поставили печати, а на втором этаже уже выдача средств. В аэропорту есть интернет, но подключиться к нему не удалось, т.к. подключение при помощи кода, который высылается на телефон, нам так он и не дошел. Рейс вылетел без задержек и уже через несколько часов мы были в Москве.

Если подводить итоги, то в целом поездкой мы остались довольны. Жаль погода иногда была унылая, серая и без снега. Для себя наверное приняли решение, не ездить зимой  в такого рода поездки. Либо в теплые страны, либо туда где точно снег )) Стокгольм по своему очень красивый и отличается от тех городов где мы были, но я считаю что туда лучше ехать только в теплое время года, когда солнечно и зелено вокруг. Русских туристов и сотрудников каких-то магазинов много, так что не удивляйтесь если с вами буду здороваться на нашем языке )) По количеству дней, четырех вполне достаточно что-бы посетить злачные места и погулять по городу без ущерба, если только не тратить время на музеи подобные спирит музею )) По ценам на еду, в нормальном кафе счет на двоих за обед составит около 400 крон (2 000 руб.), в фаст-фудах около 160 крон (800 руб.). И да, информация для тех, кто любит вредную пищу из фаст-фудов,  были в  Max Hamburgers, бигмачница которая у Шведов популярней чем Мак и Бургер кинг, по вкусу отличается, но не могу сказать что намного вкуснее, но попробовать можно. Просто, читал у кого-то в отчете, что в Швеции есть своя популярная забегаловка, поэтому решил обязательно зайти попробовать. Такие дела. Что еще удивило, так это немалое количество больших машин, типа Додж Рам или подобные. Хотя цены на топливо не маленькие.

Есть ли желание еще раз побывать там? Скажу, что да, но уже не целенаправленно, а при какой нибудь поездке в Скандинавию. Всем удачи!